Панель Управления

Терминатор СУДНЫЙ ДЕНЬ

И восстали машины из пепла ядерного огня. 
Их война против человечества шла десятилетия, но последняя битва 
состоится не в будущем. Она произойдет в наше время. Сейчас... 
«Терминатор»

Предпосылки

В нашу жизнь уже давно вошло привычное нашему уху слово «робот». Роботы успешно работают на любой более-менее приличной фабрике, компьютеры во всю используют люди одной из самых прозаической профессий - бухгалтеры, мир опутан всемирной компьютерной сетью, благодаря которой вы сейчас читаете этот текст, а дома у большинства уже давно есть робот-стиральная машина которую правда никто не называет роботом, но которая исправно стирает вещи сама, стоит только их засунуть, засыпать стиральный порошок - и через полтора часа можно вынимать чистое и полусухое белье. 
Да, человека уже не испугать роботом, он к ним привык, сжился с ними. Роботы вошли в нашу жизнь, сняли с нас часть старых забот, нагрузив нас взамен новыми. Но стоп. Давайте-ка разберемся, так ли уж все безоблачно в новых технологиях. 
Для начала давайте вспомним конечно кинематографистов. На память приходят фильмы - «Терминатор», «Киборг», «Nemesis», «Robocop»... Вспомнили? Мда. 
Давайте также обратим внимание на писателей-фантастов. Что по их мнению несет нам будущее робототехники? Айзек Азимов как известно придумал в свое время законы робототехники. 
0. Робот не может причинить вреда человечеству или, вследствие бездействия, позволить человечеству нанести вред человечеству. 
1. Робот не может причинить вреда человеку или, вследствие бездействия, позволить нанести вред человеку, за исключением случаев, входящих в противоречие с Нулевым Законом. 
2. Робот обязан следовать приказам, даваемым ему человеком, за исключением случаев, входящих в противоречие с Нулевым и Первым Законами.
3. Робот обязан сохранять свое существование, за исключением случаев, входящих в противоречие с Нулевым, Первым и Вторым Законами. 
Весьма, надо сказать, правильные законы. Но за их созданием, как и в «Терминаторе», «Киборге», «Nemesis'е», «Robocop'е», стоит глубокая тревога о судьбе человечества в целом и каждого отдельного человека в частности. В каждом из этих законов совершенно четко и недвусмысленно выделяется: робот по мере сил не должен нанести вред человеку. 
Итак, мы видим, что и фантасты, и кинематографисты, относятся к роботам с изрядной долей недоверия. Давайте же и мы не будем уподобляться, и не будем рассматривать будущее искусственного интеллекта только в светлых тонах. 
Но для начала давайте определимся с понятиями, позаимствовав их за неимением других источников из жаргона фантастов и кинематографистов. Когда в фантастике стали говорить о грядущем развитии кибернетических организмов, выяснилось что можно выделить два основных типа кибернетических существ, в зависимости от их строения и способа их создания. 
Первый (прекрасно продемонстрированный в фильме «Робокоп») состоит в изготовлении кибернетического существа - андроида - путем укрепления человеческого тела, вживления в него дополнительных органов чувств, замены части органов и т.п. 
Второй способ (известный например по фильму «Терминатор») - в воссоздании основной части человеческого обличия (в том числе и мозга) из металла, электроники и искусственных материалов (в т.ч. искусственной крови, кожи и т.п.). Какие же перспективы намечаются в современном мире, если говорить о создании кибернетических организмов, роботов и автоматов?

Кибермозг: развитие компьютерных технологий

Самое главное, это безусловно развитие современных компьютерных технологий. А в них сейчас стоит обратить внимание на развитие компьютеров, действующих на основе принципов параллельных вычислений. Такой компьютер - это набор нескольких или многих вычислительных элементов, способных совместно работать при решении вычислительных задач. Определение это достаточно широко, и включает как параллельные суперкомпьютеры, так и привычные всем компьютерщикам сети рабочих станций. 
Необходимость перехода к параллельным вычислениям возникла не на пустом месте, а как растущая потребность. Так, например, первые исследования этого рынка сбыта фирмой Cray Research предсказывали рынок в десяток супер-ЭВМ, однако сейчас счет уже идет на сотни, несмотря на всю дороговизну их приобретения. И в общем-то понятно почему. Наращивание однопроцессорной технологии не дает такого скачка производительности, как добавление еще нескольких процессоров или процессорных блоков. Известно - одна голова хорошо, а две - лучше. 
Так уж сложилось, что основную роль в развитии компьютерной промышленности сыграли компьютеры, построенные на так называемой фон Неймоновской архитектуре. Но как бы человечество к ним не привыкло, существуют ЭВМ, построеные и на других принципах. Здесь в первую очередь хотелось бы рассмотреть две технологии, заметно развивающиеся сейчас в связи с ростом интереса к компьютерным сетям и параллельным вычислениям. Это транспьютерная и нейрокомпьютерная технологии. 
С транспьютерами все более-менее понятно. Создается некая архитектура, в которую можно втыкать кучу отдельных траспьютерных блоков, на каждом из которых есть процессор и еще кое-что. Дальше с помощью этих блоков можно организовывать параллельные вычисления, так или иначе распределяя вычислительные ресурсы между одной или несколькими задачами. 
С нейрокомпьютерами несколько сложнее. В отличие от транспьютеров, нейрокомпьютер - сейчас это в основном не аппаратное, а скорее программное понятие. Оно в корне меняет весь процесс программирования, и делает его похожим на процесс нашего мышления (хотя, признаться, вокруг того, как мы мыслим тоже идут споры). Толчком к развитию нейрокомпьютинга послужили биологические исследования. Типичный нейрокомпьютер состоит из большого числа параллельно работающих простых вычислительных элементов (нейронов). Элементы связаны между собой, образуя нейронную сеть. Они выполняют единообразные вычислительные действия и не требуют внешнего управления. А большое число параллельно работающих вычислительных элементов обеспечивают высокое быстродействие. 
Собственно это и есть тот шаг, которого так боялись создатели «Терминатора». Нейрокомпьютеры в корне отличаются от традиционных ЭВМ. Программист нейрокомпьютера не пишет программ, он обучает компьютер подобно тому, как родители обучают своего ребенка. Процесс чем-то напоминает к примеру известное математикам линейное программирование, когда не задается алгоритм, а идет корректировка весов связей, «правил поведения» нейрокомпьютера. После такого обучения нейронная сеть может применять полученные навыки ко входным условиям (или, как говорят, «сигналам»), подобно тому как и мы применяем свои знания для жизни в окружающем мире. 
Есть и еще одно "но" - способность к самообучению. Но этот рубикон перейден уже очень давно, и ни для одного программиста самообучающаяся программа - не предмет удивления. На этом принципе сейчас построена каждая база данных. 
Некоторые ученые высказывают к примеру предположения, что если магистральная линия развития компьютерной техники перейдет с традиционной фон-Неймановской на нейроархитектуру, то ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЬЮТЕРОМ УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ ГОРАЗДО РАНЕЕ 2020 ГОДА. И тогда то, что ученые называют «искусственным интеллектом», будет создано. Но вне зависимости от того, является или нет эта линия развития компьютеров магистральной, такие компьютеры существуют и развиваются. 
Далее в дело вступают нанотехнологии, переводящие процесс создания нейрокомпьютеров в область наноразмеров, и значительно уменьшающие размеры элементов нейрокомпьютеров, что влечет за собой существенный рост их производительности и ИНТЕЛЛЕКТА. Эти технологии с успехом начинают применяться уже сейчас.

Сообщества, роботы-сообщества и симбиоты

Схематично обрисовав в прошлом выпуске основные разновидности искусственных существ, я намеренно не стал рассматривать такую существеннейшую часть их организации, как способность их группировки в сообщества. А между тем, это очень существенный вопрос. Никого не пугает одна саранча. Но если идет стая саранчи, то это уже не безобидное насекомое, а природный катаклизм. 
Многие известные нам существа живут в сообществах, больших или малых. Муравей живет в муравейнике, волки - в стае, коровы - в стадах, лошади - в табунах и так далее. Человек живет в обществе. 
Что же до искусственных существ, далеко идти не надо. Именно сейчас Вы и находитесь в одном из таких сообществ - в Интернете, сообществе роботов. В основном здесь встречаются программные роботы (например веб-серверы, поисковые роботы, IRC-боты, игровые роботы и т.п. электронный народ), но есть конечно и обычные роботы, для которых интернет - неплохое средство связи. 
Роботы, конечно, постоянно взаимодействуют между собой (например IRC-бот общается с сервером IRC, а поисковый робот - с web-серверами) и используют Интернет как средство перемещения. Например если вы устанавливали Internet Explorer 4й версии и выше не с CD-ROMа, а напрямую из сети, вам наверняка запомнился робот-установщик, который принимал эту программу по частям на ваш компьютер, при обрывах производил докачку, а после завершения передачи компонент запускал программу инсталляции. Используют Интернет как транспортное средство и вирусы. Впрочем последние в основной своей массе даже не догадываются об этом, а просто прицепляются к файлам и путешествуют таким образом вместе с ними по всем носителям и местам хранения. 
Разумно было бы предположить что сообщества роботов могут иметь несколько степеней организации, от простой толпы до единого составного организма. 
В сообществе, близком к состоянию толпы, роботы используют интернет в основном как средство связи и транспортное средство (т.е. для передачи информации). Они вполне могли бы обойтись и без такого сообщества, но с ним попросту удобнее и быстрее обмениваться информацией. Безусловно, в основном все сети (в том числе и Интернет), прошли такую степень организации - на начальном этапе своего развития. 
Затем наступает время, когда роботы начинают использовать сообщество более активно, начинают все тесней взаимодействовать друг с другом, и вот появляется все больше интеллектуальных роботов, которые созданы для жизни в этом сообщества, и смысл существования которых без сообщества теряется (в Интернете например - поисковые роботы, базы данных, многие экспертные системы, в Фидонет - FAQ-серверы, тоссеры, в локальных сетях - СУБД). Интернет сейчас похоже прошел и эту стадию развития.
Потом, видимо, наступает момент, когда сообщество начинают воспринимать как единое целое (как сейчас многие воспринимают WorldWideWeb как одну огромную базу данных). Кажется именно в начале этой ступени своего развития находится Интернет. 
Ну и, наконец, сообщество перестает рассматриваться всеми как группа организмов, становится единым целым, и не может существовать в виде отдельных роботов. Примером могут служить транспьютеры . 
И тут наступает черед перейти к двум другим понятиям - к понятию симбиоза роботов и к понятию робота-сообщества. 
Симбиоз - это сожительство двух организмов разных видов, обычно приносящее им взаимную пользу. Понятие это разумеется пришло из биологии. Типичным примером симбиоза является например симбиоз муравья и тли. Муравьи пасут тлей и заботятся о них в меру своих возможностей, и доят их. Такое существование идет на пользу им обоим. 
Разумные существа вступают в симбиоз чрезвычайно легко. Собственно это одно из основных свойств разумных существ. Опыт человечества в этом плане показателен. Еще на заре своего развития человек приручил множество животных, которым дал уход и кров, и от которых получил молоко, мясо, яйца, пух, перья, шкуры, способность быстро передвигаться, и много-много чего еще. 
Сейчас, на заре нового тысячелетия, человек создал нечто новое - искусственных существ. И тут же оказался в симбиозе с ними. Сейчас наше взаимодействие идет на пользу и нам и им. Нам это дает все то, что мы получаем от роботов: автоматизацию производства, доступ к базам данных, удобные и дешевые средства коммуникации, новые средства дизайна, новые технологии в прессе и тому подобные вещи - фактически все, что мы получаем от компьютеров. Им это дает развитие, совершенствование, обслуживание. Такое взаимодействие обеспечивает и им и нам выживание в современном мире. 
Станислав Лем, а также некоторые другие фантасты, в своих произведениях неоднократно рассматривали и такие интересные организмы, как роботы-сообщества. Такой робот получится, если сообщество роботов интегрируется в единый организм настолько, что его можно будет считать единым существом. Такова (как я уже пару раз замечал выше) транспьютерная технология. Ввиду этой своей особенности такие роботы-сообщества имеют несомненные преимущества перед обычными: они обладают большей способностью к выживанию, все мыслительные операции проделывают обычно быстрее, их архитектура больше приспособлена к параллельной обработке данных, а если снабдить составные части такого робота способностью к самостоятельному перемещению, то такое составное существо могло бы менять свою конфигурацию в зависимости от потребностей. 
Можно предположить, что внутренняя организация робота-сообщества могла бы быть весьма похожа на организацию государства. Так, для его существования понадобилось бы безусловно что-то, что взяло бы на себя координирующую роль (правительство?), часть органов - для организации средств защиты от внешней среды (армия?), и т.п.

А существа ли они?

Помните спор в повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу"? Эдик Амперян и Витька Корнеев спорят о том, возможна ли небелковая жизнь. Эдик отрицает небелковую жизнь, на что Витька Корнеев не смущаясь создает щелчком пальцев "существо, похожее на ежа и на паука одновременно". Эдик опровергает его аргумент, называя это существо нежитью, то есть продуктом жизнедеятельности магов, который существует только постольку поскольку существуют маги. Тогда Корнеев щелчком пальцев создает уменьшенную копию самого себя, эта копия также щелкает пальцами и создает еще меньшую копию, та тоже щелкает пальцами, и т.д. 
- Неудачный пример, - сказал Эдик с сожалением. - Во-первых, они ничем принципиально не отличаются от станка с программным управлением, во-вторых, они являются не продуктом развития, а продуктом твоего белкового мастерства. Вряд ли стоит спорить, способна ли дать эволюция саморазмножающиеся станки с программным управлением. 
- Много ты знаешь об эволюции, - сказал грубый Корнеев. - Тоже мне Дарвин! Какая разница, химический процесс или сознательная деятельность. У тебя тоже не все предки белковые. Прапрапраматерь твоя была, готов признать, достаточно сложной, но вовсе не белковой молекулой. И может быть, наша так называемая сознательная деятельность, есть тоже некоторая разновидность эволюции. Откуда мы знаем, что цель природы - создать товарища Амперяна? Может быть, цель природы - это создание нежити руками товарища Амперяна. Может быть... 
- Понятно, понятно. Сначала протовирус, потом белок, потом товарищ Амперян, а потом вся планета заселяется нежитью. 
- Именно, - сказал Витька. - А мы все за ненадобностью вымерли. 
- А почему бы и нет? - сказал Витька.
- У меня есть один знакомый, - сказал Эдик. - Он утверждает, будто человек - это только промежуточное звено, необходимое природе для создания венца творения: рюмки коньяка с ломтиком лимона.
- А почему бы в конце концов и нет?
- А потому, что мне не хочется, - сказал Эдик. - У природы свои цели, а у меня свои. 
Как это ни странно, но таковы в общих чертах все современные споры на тему, являются ли описанные в прошлом выпуске Патруля человеческие творения организмами и живыми существами. Почему бы и не называть это жизнью? Ведь основой любого организма являются те же атомы, из которых состоит неживая материя. Клетки, из которых состоят живые существа, бывают самых разных видов и размеров. Известно также, что в них заложена генная программа, которая подчиняет себе процесс жизни, развития и деления клетки. Именно клеточная активность служит для многих необходимым мерилом того, возможно ли признавать организм живым. А между тем нас можно рассматривать как биороботов. В нас, в нашей генной программе, заложено наше развитие, наши биологические черты, цвет волос, рост, овал лица, склонность к полноте или худобе. Там запрограммирована даже наша биологическая смерть. 
Но определение живой материи как состоящей из функционирующих клеток - это постулат. Почему бы и не допустить возможность построения живого организма из других "кирпичиков"? Те, кто не допускает существования иной жизни, кроме основанной на клеточной структуре, следуют тому постулату, что живая материя может состоять исключительно из клеток (на белковой основе). Но постулат на то и постулат, что он не требует доказательства. Евклид постулировал, что параллельные прямые не пересекаются. Лобачевский убрал этот постулат, и получил новую геометрию, которая также непротиворечива и тоже нашла применение. Эта новая наука расширила наши познания об окружающем мире. 
Точно так же признание возможности неорганической жизни существенно расширят наши познания. Тем, кто не допускает такой возможности, можно смело сказать: с вашей точки зрения это - не жизнь. Но это недоказуемо. Более того, обратившись к истории язычества, мы найдем, что когда-то, давным-давно, люди считали одушевленной все проявления природы, в том числе и те из них, которые сейчас считаются неживой природой. Для наших предков живыми были и камни, и речка, и ветер. Наши предки жили в гармонии с природой, мы же считаем половину ее неживой, мертвой и возможно именно поэтому пришли сейчас к тому, что мы имеем.

Техноцивилизация

Итак, я пытаюсь убедить Вас в том, что вполне возможна ситуация, при которой компьютеры однажды осознают свое «я», и возможно сделают из этого какие-то выводы. Каков же будет новый порядок Земли после осознания машинами этого своего «я»? Будет ли это трагедией для них или для нас, или мы сумеем найти общий язык? Приведет ли это к появлению роботов из фильма «Терминатор», или эти роботы будут такими как Джонни-7 из «Короткого замыкания»?
300 лет назад на планете начала формироваться техногенная цивилизация. Плоды ее развития (и хорошие, и плохие) мы наблюдаем сейчас и говорить о них здесь не будем. Собственно гораздо забавнее и интереснее кажется сам факт того, что после миллионов лет плавного и очень медленного развития техника за какие-то несчастные 300 лет поднялась на те высоты, на которых сейчас находится. 


Давайте же попытаемся хотя бы найти несколько причин, которые послужили «катализаторами» техноцивилизации. На протяжении этих 300 лет такими катализаторами были: осознание необходимости разбиения процесса изготовления изделия на составные части; осознание необходимости развития науки; развитие и появление новых средств связи и массовой информации; появление непрерывного, конвейерного способа производства и другие, и тому подобные... 
В конце концов, во второй половине XX века на арене появились компьютеры. Поначалу неповоротливые, огромные и маломощные, затем они уменьшились в размерах и увеличили свой интеллект. 


Как раз к этому времени техногенная цивилизация столкнулась еще с одной проблемой: она перестала успевать сама за собой. Новые технологии стали появляться столь часто, что люди перестали успевать осмыслить и воплощать их в практику - только они успевали это сделать, как буквально через два-три года технология устаревала, и пора было переходить на новую, если конечно производитель хотел устоять в жестких условиях конкуренции. 


Особенно четко выявились эти недостатки в странах "социалистического лагеря", как писала тогда пресса. Многие москвичи еще прекрасно помнят очереди за импортными товарами в московских магазинах - кухонными комбайнами, люстрами, мебелью... Ведь собственное производство работало по-старинке. 
В таких условиях производитель был вынужден отказываться от немобильных и трудно реорганизуюемых производств прошлого. Волей-неволей, производства становились мобильными (с точки зрения реорганизации) и более универсальными. На них появились сперва станки с ЧПУ, потом роботы, потом целые конвейеры на основе роботов. Управление процессом производства также перешло к "искусственным мозгам" - роботам и компьютерам. 


Производительность, качество, объем выпуска продукции увеличились, и предприятия смогли выжить в условиях быстро развивающихся технологий. 
Но в 90х годах условия развития техноцивилизации опять изменились. На сей раз эти изменения достигли технологий исследований. Ученые (после первых опытов 80х) вовсю стали использовать компьютеры дома, а в мир пришла Всемирная Паутина, World Wide Web. Фантасты в очередной раз оказались правы - была создана всемирная база данных. В ней в любой момент можно найти все что угодно - от рецептов по приготовлению пирожных, до описания принципов работы тех же суперсовременных процессоров и сложнейших компьютерных технологий.
Человек доверил свои знания и инструменты исследования компьютерам и роботам. И поэтому с начала 90х годов настала новая эпоха в развитии техноцивилизации Земли - киберцивилизация, симбиоз цивилизаций робота и человека. Собственно текущий этап цивилизации хорошо описывает фраза: «искусственные существа уже появились, искусственный интеллект - пока нет». 
Как и любая цивилизация, киберцивилизация обладает своей культурой. Первый заметный всплеск ее был пожалуй связан с появлением в США фрикеров - взломщиков телефонных сетей. А это в свою очередь началось пожалуй с обычного детского развлечения - телефонных шалостей. Многие будущие фрикеры начинали именно с этого. Признайтесь, наверное и вам хоть раз в жизни довелось набрать наугад телефонный номер и поговорить с тем, кто поднимал трубку на другом конце провода? 
В начале 70х в США в процессе модернизации телефонных сетей стали появляться первые электронные АТС. И тут же эти АТС стали использовать фрикеры. Их основным орудием в начале 70х были так называемые «синие ящики». «Ящик» испускал высокотональный свист на частоте 2600 герц, который переводил аппаратуру AT&T в режим операций дальней связи. Далее, используя последовательности различных сигналов из «ящика» звонивший мог связаться с любым из уголков земного шара. 
Существенным атрибутом киберкультуры 70х стала конференц-связь. Позвонив на специально отведенный телефонной компанией номер, арендованный организатором конференции, можно было говорить одновременно с несколькими другими звонившими. 


Многие фрикеры взламывали телефонные сети совсем не для того, чтобы просто переговорить со своими знакомыми по межгороду. Их привлекала сама процедура взлома, антураж, с ней связанный, ореол тайны, а также ощущение могущества, ощущаемое человеком, который может свободно и когда захочет общаться с людьми со всего света. Процедура взлома стала для них культовой, а их общество стало первой неформальной волной киберкультуры, так же, как первой волной «формальной» киберкультуры стала конференц-связь. Культура всегда делилась на формальную и неформальную; не обошло это стороной и киберкультуру. 
Так, ходили легенды про некоего Джона Дрейпера, якобы первым обнаружившего, что тоновый сигнал игрушечного свистка из набора подарков для детей «Капитан Кранч» заставляет аппаратуру AT&T переходить в режим дальней связи. Другому фрикеру, слепому по имени Джо, с восьмилетнего возраста свистком служили его собственные губы. 
Естественно, телефонные компании боролись с фрикерами. Они изобретали всякие хитроумные устройства для отслеживания звонков фрикеров, а к концу 70х процедура отслеживания их звонков стала общепринятой, и были разработаны специальные программы для отследивания их звонков, что позволило AT&T выловить несколько сотен «синих ящиков».
Россиян первая волна киберкультуры в таком виде, в котором ее увидели американцы, почти не затронула, хотя по Питеру и Москве в 80х и ходили слухи о каких-то телефонных номерах, по которым была возможна конференц-связь. Естественно россиянам также было не чуждо ничто людское, и они также умели бесплатно звонить по телефонам-автоматам, но такого уровня, который бы позволил назвать это «культурой», не было. 


Зато в России в то время большое развитие получило движение радиолюбителей. Это можно считать началом нашей киберкультуры. Радиолюбительством увлекались все, кому ни лень. Началось все еще с попыток собрать радио в домашних условиях из доступных радиодеталей, а в 70х радиолюбители мастерили уже сотни разных электронных диковинок. Среди них были как специалисты-электронщики, так и новички. В устах профессионалов, термин «радиолюбительство» звучал скорее как упрек. Так говорили о какой-либо поделке, собраной «на коленках», которая могла перестать работать в любой момент. В настоящий момент радиолюбительство в России постепенно исчезает, хотя люди, которые принимали в этом участие, естественно остались. 
Следующая волна андеграундной киберкультуры пришла в Америку (да и в Россию) в 80х, вместе с появлением компьютеризированных АТС, компьютерных сетей и персональных компьютеров. На сцене повились хакеры - взломщики компьютерных сетей. Традиционно сложившийся непонятно как шаблон рисует хакеров как людей, которые сидят за компьютерами и хитрыми махинациями взламывают системы электронной защиты. Между тем, взлом «в лоб» - это лишь один из многих приемов в их арсенале. Так что такой шаблон на руку в первую очередь именно самим хакерам. Гораздо чаще предметом их взлома служит например человеческий фактор. Ведь если за сложной системой защиты стоит неопытный администратор, который не меняет пароли, или набирает их на клавиатуре так, что опытный взгляд без труда прочтет буквы «вслепую», то гораздо проще получить доступ за систему защиты именно через него. 


Вместе с персональными компьютерами в киберкультуру пришли многие люди. Люди и раньше играли в компьютерные игры, но именно появление персональных компьютеров, которые появились в домах обывателей, вызвало их бурное развитие. Многие стали использовать компьютер дома, часто как игрушку, реже для чего-либо серьезного. Так, знаменитый американский писатель Айзек Азимов восторженно описал свое знакомство с компьютером в начале 80х, заметив, что использование компьютера дома позволило написать ему гораздо больше книг, чем если бы он делал это с помощью пишущей машинки. ......Также в этот период распространение получили компьютерные сети. В Америке они существовали уже давно, но именно в 80-х, после слияния нескольких сетей в Интернет и появления в 1984 году Фидонет, они стали доступны многим. Появился новый класс «сетевиков». Фидонет в настоящее время медленно погибает, ну а Интернет переживает свой расцвет. Сетевики - это особая каста в киберкультуре, у них есть свой особый сленг и их обычно плохо понимают даже программисты из-за этого сленга и обилия специфических терминов. 
В последнее время в отношении киберкультуры все чаще к месту и не к месту применяется термин «киберпанк». Панки всегда были символом эдакого пофигистического отношения к жизни «запросто». Киберпанки столь же пофигистически и запросто живут в обстановке киберкультуры. Некоторые кстати сживаются с компьютером настолько, что делают его для себя идолом или местом обитания бога. 
Так что все пока идет к тому, что человечество ладит с киберцивилизацией, вжилось в нее и чувствует себя в ней как дома. А значит, все шансы на нашей стороне. Но не стоит забывать о том, что впереди у нас ответственный этап, который предсказывают фантасты и ученые - момент, когда искусственный интеллект достигнет уровня человеческого и превзойдет его. И мы должны быть готовы к этому.

Создан Первый Киборг

Правда, пока только прототип киборга. И материалом для него послужил не человек, а обезьяна. Однако, факт остается фактом. На свет появилась технология, позволяющая управлять роботом мысленными командами. То есть, с помощью электрических импульсов, снятых непосредственно с коры головного мозга. 
По данным журнала, Scientific American , профессор Miguel Nicolelis совместно с коллегами из Duke University Medical Center смог научить обезьяну управляться с искусственной рукой, или попросту говоря, с манипулятором, с помощью мысленных команд. Для этого ученым пришлось вживить в мозг животного 96 электродов. Тщательно изучив зависимость движений обезьянки от этих 96 сигналов, они сумели построить компьютерную модель, имитирующую прохождение нервных импульсов. Оказалось, что эта модель достаточно точно воспроизводит алгоритм, с помощью которого мозг обезьяны управлял рукой. Дальнейшее было делом техники. На вход компьютера поступали сигналы от вживленных в мозг электродов, на выход ученые подсоединили простейший манипулятор. И с помощью стандартного метода кнута и пряника, научили обезьяну добывать себе пищу не своими руками, а искусственными. 
Насколько четко работает эта связка «живой мозг – искусственная рука» сказать пока сложно. Однако, результат налицо. Создана первая искусственная конечность с управлением непосредственно от нервных импульсов. То есть, главный рубеж взят. Остается только доработать детали. 
В ближайшие годы ученые планируют довести количество вживленных электродов до 1.000 и, соответственно, существенно улучшить модель. Затем нужно будет наладить обратную связь. То есть, сделать так, чтобы искусственные пальцы обрели чувствительность.

"Лос-Анджелес, год 2029. Все бомбардировщики "Стелс" оснащены нейропроцессорами, став полностью беспилотными. Один из них, "Скайнет",
начинает обучаться в геометрической прогрессии. Он стал сознательным 
в 2:14 утра по восточному времени 29 августа."

Этот образ будущего описан в фильме Джеймса Камерона "Терминатор 2". Появление сознания у "Скайнета" и его нападение на людей определило начало войны между роботами и людьми, показанной в первых сценах фильма. 
Начиная с первой половины пятидесятых научно-фантастичекое кино стало изображать роботов как очень тонкие механизмы, созданные людьми для выполнения сложных задач, заменяющие людей в опасных местах или, гораздо чаще, управляющие космическими кораблями в межгалактических путешествиях. В то же время, однако, интеллектуальные роботы изображались опасными машинами, способные к действиям против человека. Наиболее яркий пример такого робота - HAL 9000, главное действующее лицо саги Стэнли Кубрика и Артура Кларка "2001: Космическая Одиссея".
HAL 9000 
из фильма 
Стэнли Кубрика 
"2001: Космическая Одиссея"

В фильме HAL управлял всем кораблем, дружески болтал с астронавтами, играл с ними в шахматы, обсуждал картины, следил за эмоциональным состоянием экипажа, но при этом убил четверых из пяти астронавтов, следуя плану, идущему врзарез с первоначальной программой. В других фантастических фильмах, таких как "Терминатор" и "Матрица", будущее выглядит гораздо более катастрофическим: роботы станут обладать интеллектом и сознанием и подомнут под себя всю человеческую расу. 
В очень немногих фильмах роботы изображены надежными помощниками, которые действительно сотрудничают с людьми. В фильме, снятом в 1951 году Робертом Уайзом "День, когда Земля остановилась", Горт - возможно, первый робот (в данном случае, инопланетный), кто оказывается на стороне человека - поддерживает капитана Клаату в его задании передать сообщение людям. 
Можно вспомнить и "Чужих" того же Камерона: Бишоп, синтетический андроид, чьей задачей вести корабль во время задания и защищать экипаж. В отличие HAL'а и своего предшественника из первого эпизода - фильма "Чужой", - Бишоп не подвержен сбоям и остается верным своей задаче до конца фильма. В одной из заключительных сцен Бишоп, разорванный пополам Чужим, по-прежнему стремится спасти Эллен Рипли, буквально протягивая ей руку помощи и удерживая над распахнутым в космическое пространство люком. Своеобразный оптимистический символ единства человека и прогресса.
Робокоп из фильма Пола Верховена (1987) - тоже надежный робот, сотрудничающий с людьми на ниве закона и правопорядка, хотя он - не полностью кибернетический организм (как Терминатор), а гибрид, в котором биологические части соседствуют с искусственными компонентами.

Комментарии:

 

Donat
Экспресс меню навигации

DAHOCK PORTAL

Голосовой помощник

Скажите ключевое слово например "Статьи".

Музыкальный Плеер
cover art cover art
0:00
Все треки
close